«Сражение мысли » во время Великой Отечественной войны.

проект

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------------------Стр.2                                                                                                               

Глава 1. Советские ученые в Великой Отечественной войне---------------------------------Стр.3                                    

Глава 2. Ученые Челябинской Области в Великой Отечественной войне-----------------Стр.4

Глава 3. Технические достижения военной техники в Великой Отечественной войне-Стр.5                                                          

           3.1. БМ-13 «Катюша»-------------------------------------------------------------------------Стр.5                                                                               

           3.2. Воздушные машины-------------------------------------------------------------------Стр.5-6                                                                         

           3.3. Танки--------------------------------------------------------------------------------------Стр.6-7                                                                                              

Глава 4. Результаты исследования на знания моих одноклассников по данной теме---Стр.8               

Заключение----------------------------------------------------------------------------------------------Стр.9                                                                                                          

Список источников информации------------------------------------------------------------------Стр.10                                                                        

Приложения               

 

 

Введение

 Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки.

Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, опыт великому делу разгрома фашизма.

Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и войной моторов», «дуэлью умов», « сражением мысли ». 

 «Я не вижу моего врага-немца конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя, его я воюю с ним. Я знаю, чтобы не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию, знания и опыт»,… чтоб в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем», – писал авиаконструктор А. Лавочкин

   Начиная с 7 класса, уже на 3 уроке при изучении темы: «Физика и техника», мы  знакомились  с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие техники.  Мне стало очень интересно узнать о  советских ученых.  работающих во время ВОВ, об     изобретениях военной техники в это время, а также какова роль ученых земляков уральцев  в этой победе.

Актуальность данного исследования состоит в том, что реальных участников событий Великой Отечественной войны почти не осталось в живых , наши ровесники знают о войне лишь из книг и кинофильмов. Но память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.

Я задался целью: познакомиться с открытиями, изобретениями, конструкторскими находками, ставшими решающим факторам в деле Победы, и принесшими славу и приоритет советской науке; доказать неоценимый вклад работы  советских ученых в победу в Великой Отечественной войне.

Для этого мне пришлось найти литературу и выяснить,  какие советские ученые принимали  участие в разработке  изобретений, принёсшие победу   в Великой Отечественной войне, какие задачи приходилось решать советским ученым в годы Великой Отечественной войны.

 

Глава 1. Советские ученые в Великой Отечественной войне  

 А.П. Александров

Труды одного из ведущих ученых физиков и математиков А.П. Александрова позволили разработать методы размагничивания боевых кораблей, защита военных кораблей от магнитных мин.  

А.Т. Качугин

В первые месяцы войны А.Т. Качугин придумал «партизанскую мастику» - тол. Обезвредить его было невозможно. Внешне он напоминал кусок мыла. .А.Т.Качугин предложил методы изготовления дешевых (бесцериевые кремни) зажигалок,  что решало проблему дефицита спичек, разработал одну из модификаций «зажигательных бутылок», которая  использовалась против немецких танков зимой 1941 года при обороне Москвы .

М.В.Келдыш

Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация. В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций. Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера. В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов.

И.И. Китайгородский

В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.

(Приложение № 1)

Глава 2. Ученые Челябинской Области в Великой Отечественной войне  

Академик Евгений Оскарович Патон (1870 — 1953 гг.)

В годы войны жил и работал в Нижнем Тагиле. В 1942 г. на Уралвагонзаводе впервые была применена автоматическая сварка под флюсом по методу Патона, которая в несколько раз увеличила производительность труда сварщика в танковой промышленности.

И. В.Курчатов

Родился 12 января 1903 г.  в посёлке Симского завода на Южном Урале.

Выдающийся советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Академик, основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Во время Великой Отечественной войны занимался разработкой атомной бомбы потому что тот кто владел атомным оружием и победил бы в войне. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов И. В. Курчатов совместно с другими учеными выполнил ряд работ, имевших большое оборонное значение. Являясь научным консультантом Управления кораблестроения ВМФ СССР, он включился в работы по защите кораблей ВМФ от магнитных мин, которые проводились на Черноморском флоте. В апреле 1942 года за разработку и внедрение методов размагничивания кораблей И. В. Курчатов был удостоен Сталинской премии 1-й степени. 
С апреля по август 1942 года И. В. Курчатов возглавлял броневую лабораторию в
Казани, где работал над созданием более совершенных материалов для бронезащиты танков и самолетов. (Приложение № 2).

Во время Великой Отечественной войны в городе Челябинске проводились    секретные работы над проектом К-4. Проект К-4 был рассекречен 5 лет назад.

 6 инженеров 5 рабочих под руководством профессора И.И.Китайгородцева, Зуси Давидовича Шульмана и Григория Яковлича Зискина   разработали бронестекло для штурмовиков ИЛ-2.

(Приложение № 3)

 

Глава 3. Технические достижения военной техники в Великой Отечественной войне

                              

3.1. БМ-13 «Катюша»

Конструкторы принявшие участие в создании: Н.И.Тихомиров , В.А.Артемьев , Б.С.Петропавловский , Г.Э.Лангемак .

Представляла собой ферму из 16 направляющих (8 балок), на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5кг. Она монтировалась на трехосном грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов (с каждой балки по 2 снаряда: один шел сверху, другой – снизу).

(Приложение № 4)

3.2. Воздушные машины.

С.А.Лавочкин

Родился 11 сентября 1900 года в Смоленске в еврейской семье.

Окончил городское училище в Рославле, затем, с золотой медалью, Курскую гимназию (1917). С 1918 года — в РККА — воевал красноармейцем. В конце 1920 года был демобилизован и направлен на учёбу в Москву. Окончил в 1927 году МВТУ имени Н. Э. Баумана — получил квалификацию инженера-аэромеханика.

Создатель самолётов серии ЛА.

В 1939—1940 годах под руководством Владимира Горбунова в ОКБ-301 был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины.

Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны.

 

Серге́й Влади́мирович Илью́шин (1894 — 1977) — выдающийся советский авиаконструктор, уже в августе-сентябре 1941 года был уже создан самый массовый боевой самолёт в истории — штурмовик Ил-2-«Летающий танк».

Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившие ряд налётов на Берлин. 

 Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (1906 — 1989) — советский авиаконструктор, педагог.

Родился 19 марта 1906 года в Москве.

Создатель серии самолётов ЯК.

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.

(Приложение № 5)

3.3. Танки

Как бы мы не хотели в это не верить, война-двигатель прогресса, за время Великой Отечественной войны было сконструировано огромное количество танков, САУ-(САУ-Самоходная Артиллерийская Установка) и т.д.

Советские и немецкие конструкторы сражались не на поле боя, а на бумаге в виде чертежей.

Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями — ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным — огромное производство переключилось на выпуск танков. Массовое производство танков Т-34 было освоено всего за 33 дня. Впервые в мировой практике танкостроения сборка среднего танка была поставлена на конвейер. С 1943 года на ЧТЗ-(Челябинский Тракторный Завод) выпускались самоходно-артиллерийские установки СУ-152, а затем и ИСУ-152. Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране.

Танки разделялись на подвиды: легкие, средние, тяжелые и САУ (САУ-Самоходная Артиллерийская Установка).

В начале войны у СССР было большее кол-во танков но большая часть были устаревшие легкие танки серии БТ и Т-26.

Средние танки отличались от легких большей защитой и более мощным вооружением.

Тяжелые танки – танки прорыва, тяжело бронированные монстры, которые как таран пробивают оборону противника , но за это они расплатились своей скоростью .

САУ тяжело вооруженные машины используемые для поддержки пехоты, отстрела танков, разрушения бронированных огневых точек.

 Михаил Ильич Кошкин. Прославленный советский конструктор танков Михаил Ильич Кошкин С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро - на Харьковском заводе. По его замыслу и под его руководством был создан опытный образец гусеничного танка А-32 (Т-32), который с участием А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко был подготовлен в 1939 г. к серийному производству под шифром Т-34. Этот танк был подлинным шедевром военной техники. В нем удачно сочетались быстроходность и неуязвимость. Каждый второй    танк    Т-34, собирающихся в Челябинске, была собран из броневой стали   Магнитогорского Металлургического Комбината.  

Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки KB и ИС. Создателем этих замечательных машин являлся Жозеф Яковливич Котин. Показательно, что немецкое командование не рекомендовало танковым экипажам вступать в прямые огневые контакты с ИС-2. 

  Жозев Яковлич Котин в 19411943 годах — заместитель наркома танковой промышленности СССР, главный конструктор Челябинского тракторного завода.

Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1, ИС-3. Котин является одним из создателей знаменитого тяжелого танка в период второй мировой войны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой Д-25Т. В 1943—1944 годах под руководством Котина на базе танков КВ-1с и ИС были созданы самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинском тракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.

Большинство этих машин выпускалось в Челябинской Области.

(Приложение № 6)

 

Глава 4. Результаты исследования на знания моих одноклассников по данной теме

В ходе моей работы мне захотелось выяснить о том, что известно моим одноклассникам о вкладе ученых-физиков в победу в Великой Отечественной войне.

Я провёл викторину

(Приложение № 7).

Результаты викторины показали, что вопросы о ученых и новых изобретениях оказались наиболее сложными, никто из ребят не смог на них ответить. 90 % опрошенных, ответили на вопрос о Катюше, кое-как смогли дать ответы на остальные вопросы викторины.

(Приложение № 8) 

Заключение

 

Покуда сердца стучатся,- помните! Война, бушевавшая над нашей планетой шесть лет, в ходе которой были убиты свыше 55 миллионов человек и ранены 9 миллионов, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над гитлеровской Германией. Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки- знать, какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч замученных в концентрационных фашистских лагерях, о миллионах погибших в сражениях, призывает всех нас беречь мир, как самую большую ценность, как залог жизни. После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава, Вам! Слава!

Материал данного проекта можно использовать для проведения классных часов, на уроках физики при изучении тем, при проведении внеклассных мероприятий.

 

Список используемой литературы

1) Реданский В., Гордиевский А. Выдающиеся военные учёные и конструкторы России // Ориентир. — 2002. — № 1.

2) Арлазоров М.М. Фронт идет через КБ.М.: Знание,1969.

3) Алексеев Е.П. «Советские ученые — фронту» — М.: Знание, 1985 год

4) Сайты интернета