Рабочая программа внеурочной деятельности "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ" для 1 - 4 классов

Внеурочная деятельность

Направление: раскрыть  основы здоро­вого образа жизни, позволяю­щие эффективно решать одну из са­мых акту­альнейших задач современ­ного образования — формиро­вание здоро­вого об­раза жизни младших школьников (обучение детей эле­ментарным приёмам здорового об­раза жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению уча­щихся).

 

 

                                  Пояснительная записка

Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельностьВнеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления)составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

 

 

Задачи

Образовательные:

  • обучение детей профи­лакти­ческим ме­тодикам — оздоровительная гимна­стика, пальце­вая, корри­гирующая, дыха­тельная, для профи­лактики про­студных заболеваний, для бодрости,  само­массаж; 
  • обучение детей простейшим  навыкам оказания первой медицин­ской по­мощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
  • приви­тие детям элемен­тар­ных гигиенических навыков (мытьё рук, ис­пользо­вание носового платка при чихании и кашле и т. д.).

Воспитательные:

  • желание быть здоровым душой и те­лом;
  • стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в со­гласии с законами природы, законами бытия;
  • приобретение навыков самосовершенствования  при получении зна­ний о том, от чего зависит наше здоровье.

Развивающие:

  • самостоятельное экспериментирование и поисковая активность де­тей побуж­дают их к творческому отношению при выполнении за­даний;
  • обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с со­бой и с миром;
  • формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответ­ствен­ности за сохранение и укрепление своего здоровья, расшире­ние знаний и навыков по гигиенической культуре.

Роль учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориенти­ро­ван­ного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспери­менти­рование и поисковую активность са­мих детей, побуждая их к творческому от­ношению при выполнении заданий. Занятия содержат познава­тельный материал, со­ответству­ю­щий возрастным особенностям детей в сочета­нии с практически­ми зада­ниями (тре­нинг, оздоровительные минутки, упражне­ния для глаз, для осанки, дыха­тельные уп­ражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

 

 

 

 

Общая характеристика курса

Содержания занятий наполнены сказочными и игро­выми сюже­тами и персо­нажами.

Наряду с теоре­тическим мате­риалом ученикам предлагаются практи­че­ские ре­комен­дации, игры и уп­ражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболева­ний у детей младшего школьного возраста и ока­занию доврачебной по­мощи. 

С детьми прово­дятся заня­тия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, дело­вые игры («Ско­рая по­мощь», «Доктора природы», «Вопросы-от­веты»), ком­плекс уп­ражнений, обще­ние с природой и др.

Беседы включают вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения че­ловека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; во­просы, свя­занные с факто­рами, укрепляющими и раз­рушающими здоро­вье, и т.д.

В одной беседе может быть за­тронуто одно или несколько на­правлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические уп­ражне­ний, но и «этюды для   души» (например :  «Сотвори солнце в се­бе»). Оздоро­ви­тельные паузы комбинируются, включая фи­зические упражне­ния для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. За­дача оздоро­вительных пауз — дать знания, вы­работать умения и навыки, необходимые каждому ре­бёнку для ук­репления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия ус­талости, обретения спокойствия и равнове­сия и т.д.

 

                                                     Предполагаемые

                                    результаты реализации программы

 

                                             Личностные результаты:

 

1.Школьник сможет приобрести следующие социально значимые знания: 

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 

   2. У школьника могут быть развиты следующие социально значимые отношения: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 

 

 3Школьник сможет приобрести опыт следующих социально значимых действий: оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 

                                                          Метапредметные результаты:

 

Школьник сможет овладеть следующими универсальными учебными действиями: 

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 

 

 

Примерное содержание занятий

 

 

Самопознание. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.

Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.

 

Гигиена тела. Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

 

Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с  микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы.  Представление об инфекционных    заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.- Представление об активной защите - иммунитете.

Бытовой и уличный травматизм.  Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание

на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

№п/п

Наименова-ние раздела

Кол-во часов

Тема занятия

 УУД

Содержание занятия

1-3

Почему мы болеем

 

3

Разные причины болезней.

1. Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя.

 

 Проговаривать последовательность действий на занятие.

 

 Учить высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

Признаки некоторых болезней

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Как ваше здоровье?

Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

 

4-5

Кто и как предохраняет нас от болезней.

2

Организм- сам себе помощник.

 

 

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 

Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Здоровый образ жизни.

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

6

Кто нас лечит.

 

1

Какие врачи нас лечат.

 

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятие.

 

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

7-8

Прививки от болезней.

 

2

Инфекции и болезни.

Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Прививки от болезней.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

9-10

Что нужно знать о лекарствах.

2

Как выбрать лекарства.

 

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

 

Домашняя аптечка.

2. Познавательные УУД:

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания:  

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

11-12

Как избежать отравлений.

 

2

Лекарственные отравления

Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

 

Пищевые отравления.

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятие.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Повторение признаков лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Составление памятки "Первая помощь при отравлениях".

13-14

Безопасность при любой погоде.

 

2

Солнце – наш друг?

 

Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

На улице дождь и гроза.

составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

 

15-16

Правила безопасного поведения в доме, на улице,

в транспорте.

 

2

Опасности  в нашем  доме.

 

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

 

 

 

Правила поведения на улице.

Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

17

Правила безопасного поведения на воде.

 

1

Вода – наш друг.

3. Коммуникативные УУД:

 

 

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

 

18

Правила обращения с огнём.

 

1

Чтобы огонь не причинил вреда.

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

19

Как уберечься от поражения электрическим током.

 

1

Чем опасен электрический ток.

Слушать и понимать речь других.

 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 

 

 

 

 

 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

 

20

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

 

1

Травмы.

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

 

21

Как защититься от насекомых.

 

1

Укусы  насекомых.

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов

22

Предосторожности при обращении с животными.

 

1

Про собак и кошек.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

 

 

 

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

 

23-24

Первая помощь при отравлении жидкостями,

пищей, парами, газом

2

Отравление ядовитыми веществами.

 

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.

 

Отравление угарным газом.

 

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения занятий).

 

Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.  Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

 

25-26

Первая помощь при перегревании и тепловом

ударе, при ожогах и обморожении.

 

2

Помочь себе при тепловом ударе.

 

 

Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Как уберечься от мороза.

 

Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

 

27-29

Первая помощь при травмах.

 

3

Растяжения и вывихи.

 

Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

 

Переломы.

 

 

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах

Если ты ушибся или порезался.

 

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

 

30

Первая помощь при попадании инородных тел

в глаз, ухо, нос.

 

1

Если в глаз, ухо, нос или горло попало

инородное тело. 

 

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,  

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

 

31

Первая помощь при укусах насекомых, змей.

 

1

Если укусила змея.

Работа в онлайн энциклопедии: Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

32-34

Сегодняшние заботы медицины.

 

3

Я здоровье берегу.

 

Беседа о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

Здоровый образ жизни.

 

посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

 

Я  выбираю  движение.

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

 

 

 

                                           Ожидаемые результаты.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

 

 

 Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

 

 При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

 

 

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение курса

 

 

 

  Наименования объектов и средств материально-   технического обеспечения          

              Примечания

1.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Сборники энциклопедий «Первая помощь», «Детские заболевания», «Альтернативное лечение», «Здоровье мальчиков», «Здоровье девочек», «Массаж»

 

2,

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии)

 Стихи Михалкова  «Как у нашей Любы…»Стихотворение «Как поел, по­чистил зубки…»,«Разве что-то есть на свете…» , «Разве что-то есть на свете…» , Вдруг какой-то страшный зверь…»,«Поднялась температура…»,«Про девочку, которая плохо кушала».

Сказка К. Чу­ковского «Ай­болит».

Карточки и фотографии

 об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

4.

Методические пособия для учителя

 Полная медицинская энциклопедия «Здоровье всей семьи»(научный редактор  Л.Х. Халпахчан.) Рекомендации к организации учебного процесса по "Окружающему миру".

Технические средства обучения

1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Картинки и плакаты ,схемы обучающие.(На экране)Инструкции и памятки по теме .(Презентации).Описание ситуаций в наглядной форме.

Экранно-звуковые пособия

  1.  

Видеофильмы по предмету .Презентации.

 «Красота природы»,                       «О  сбережении  здоровья», «Занятия спортом», «Все о воде», «Закаливание водой» , «Как сберечь зубы», «Режим  и распорядок дня», «Профилактика заболеваний», «Кожа это показатель здоровья», «Первая помощь при травмах», «Здоровое питание», «Профилактика Вредных привычек»

  1.  

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения

Голоса птиц. Звуки природы. Расслабляющая музыка для отдыха. Релаксация.